Ограничение применяется, если сумма дивидендов в совокупности на всех иностранных участников из «недружественных» государств превышает 80 тысяч базовых величин (3 200 000 BYN) либо эквивалент в иностранной валюте по курсу Нацбанка на первое число месяца, в котором проводится выплата (на данный момент это около 1 млн. долларов США). В статье мы также рассматриваем возникающие вопросы выплат с нормами ст. 19 Закона от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле».
Некоторые наниматели из-за незнания норм и требований законодательства по использованию государственной преференции ФСЗН отказываются от ее получения, а бывает, что даже не льготируют подоходный налог. Рассмотрим, как правильно соблюсти все интересы организации — нанимателя студотряда.
Новый порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (больничным) согласно
постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2023 № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» будет применяться с 1 июля 2024 г.
В статье рассматриваются проблемы и вопросы создания эффективной бизнес-модели предприятия, устойчивого развития фирмы, методы обеспечения устойчивости и показатели, ее характеризующие. Приводится анализ способов (систем) организации управленческого учета на предприятиях, даются рекомендации по выбору системы для предприятий, формирующих отчетность об устойчивом развитии. Предложен алгоритм внедрения выбранной системы управленческого учета.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2023 № 991 разрешено организациям и индивидуальным предпринимателям не начислять амортизацию в 2024–2025 годах. Обращаем внимание на наличие в рамках действующего законодательства дополнительных (и может более оптимальных) возможностей сокращения (отсрочки) амортизационных отчислений.
Закон содержит ряд корректировок в
гл. 16 «Налог на прибыль». Самая заметная из них — введение повышенной ставки для компаний с высокими доходами. Примечательно также, что услугой для целей исчисления налога на прибыль будет признаваться не только сдача в аренду (предоставление в финансовую аренду (лизинг), но и иное возмездное пользование имущества (
п. 5 ст. 168 НК). Есть и другие существенные новации на 2024 год.
Рассмотрим основные планируемые корректировки в подоходном налоге на 2024 год. В ходе доработки в законопроект внесли некоторые изменения. В частности, исключена обязанность физических лиц сообщать о наличии счетов в иностранных банках. Кроме того, Налоговый кодекс приведен в соответствие с
Указом Президента Республики Беларусь от 04.09.2023 № 278 «О порядке выдачи документов и совершения действий».
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь планирует, что с 1 января 2024 г. вступят в силу два новых постановления: «Об утверждении Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете» и «Об утверждении Инструкции об особенностях бухгалтерского учета материалов и оборудования в строительстве».
Со следующего года хотят поднять сумму превышения расходов над доходами до 1500 базовых величин, чтобы налоговые органы стали запрашивать пояснения об источниках доходов (сейчас эта сумма составляет 1000 БВ). Что касается физических лиц, чей доход за календарный год превысит Br200 тыс., ставка налога может составить 25% с суммы превышения. А для «новых» (до трех лет) транспортных средств «повышенной комфортности» транспортный налог поднимут сразу в 10 раз.
В проекте закона «Об изменении
Налогового кодекса Республики Беларусь» есть ряд важных поправок, которые касаются налога на профессиональный доход. Например, с 1 января не будут признаваться объектом обложения НПД доходы, полученные физлицами от выполнения ими работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиками являются лица, бывшие их нанимателями менее 3 лет назад.
Бюджетируя 2024 год, обратите внимание, что планируемые статьи амортизации и отчисления налогов, особенно налога на недвижимость, могут существенно измениться. Вносятся изменения в
Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке»
Проектом постановления устанавливаются термины и определения, регламентирующие порядок учета материалов и оборудования, перечень субсчетов, позволяющих систематизировать учет при осуществлении строительства (с учетом особенностей учета строительных материалов и оборудования у заказчика в строительной деятельности), порядок учета возвратных материалов и материалов, полученных в результате попутной добычи, а также особенности учета временных объектов.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2023 № 389 «Об изменении
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 951» вступило в силу с 21 июня 2023 г.
Завершены подготовка и обсуждение проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «О некоторых вопросах рынка ценных бумаг», которым предложено определить требования к аудиту бухгалтерской и финансовой отчетности эмитентов, осуществивших эмиссию необеспеченных и биржевых облигаций, поручителем, поручительством которого обеспечивается исполнение обязательств эмитента по облигациям.
Проблема принятия стратегически верных решений по ведению и развитию бизнеса для промышленных предприятий, работающих в условиях экономической нестабильности, особенно актуальна. Обеспечение желаемого уровня прибыльности, конкурентоспособности предприятия во многом связано с уровнем производственных затрат, а именно с их эффективным регулированием и прогнозированием. На практике реализация этой задачи сталкивается с рядом трудностей, в частности, с отсутствием аналитических методик, отвечающих требованиям точности и объективности результатов анализа.
В статье отмечены особенности и основные принципы методов управленческого учета, практикуемых на предприятиях. Подчеркивается, что различные методы управленческого учета не действуют изолированно друг от друга, а лишь в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение конкретных задач управления.
По сути,
Указ не затрагивает льгот и преференций, установленных Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», то есть все они продолжают действовать. При этом предпоследний абзац
п. 2.8 Указа конкретизирует, что льготы по платежам в ФСЗН распространяются и на ИП — резидентов ПВТ. В Декрете № 8 прямо такой нормы прописано не было, хотя это и подразумевалось.
Проектом постановления Совмина предусмотрено внесение изменений в
постановление Совмина от 06.03.1998 № 368 «Об утверждении
Положения о стимулировании создания и использования служебных объектов права промышленной собственности», в том числе изложение
Положения о стимулировании создания и использования служебных объектов права промышленной собственности в новой редакции.
Инструкция о регистрации резидентами валютных договоров, утвержденная
постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 12.02.2021 № 37, определяет порядок регистрации резидентами валютных договоров. В статье рассмотрены случаи и порядок регистрации валютных договоров самозанятым — физическим лицом, плательщиком налога на профессиональный доход (НПД), с нерезидентом.
С 1 января 2023 г.
Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2022 № 430 «О списании курсовых разниц» корректируется порядок списания учитываемых в доходах (расходах) будущих периодов курсовых разниц, образовавшихся с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2025 г.
Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют» утвержден
постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2022 № 61 «О бухгалтерском учете курсовых разниц». Документ вступил в силу с 1 января 2023 г.
Переоценка согласно
подп. 1.1,
1.2 Указа № 622 проводится по состоянию на 01.01.2023 в отношении числящихся в бухучете основных средств, доходных вложений в материальные активы и оборудования к установке.
Проектом изменений в
Налоговый кодекс на 2023 год предложено пересмотреть размеры некоторых налоговых вычетов, а также суммы различных выплат, которые не облагаются подоходным налогом. Текст изменений был принят в первом чтении Палатой представителей и теперь его должен принять Совет Республики и подписать Александр Лукашенко. Мы предупреждаем: для более точного планирования и бюджетирования 2023 года нужно подождать финальную версию кодекса в официальном опубликовании.
В текущих условиях расширения санкций и контрсанкций российские компании начали активный поиск и приобретение юридических лиц в других юрисдикциях, в том числе в Беларуси, для организации логистических цепочек, транзита и даже производства. Даже в этот период хаоса и неразберихи продажа бизнеса или привлечение инвестиций базируются на определенных правилах и процедурах.
В статье рассматриваются сущность и методы финансовой отчетности, вопросы финансового анализа ВЭД, основы теоретической финансовой отчетности. Предлагаются вопросы, которые должны быть включены в финансовую отчетность во внешнеэкономической деятельности.
Необходимость поиска и научного обоснования оптимальных форм институционализации перерабатывающих организаций вынуждает перерабатывающие предприятия искать новые пути интеграции. Такая интеграция в рамках агрохолдинга достигается посредством контроллинга.
В статье обобщены подходы к классификации финансовых потоков консолидированной группы компаний, выявлены и структурированы факторы, влияющие на величину денежных потоков группы компаний.Предложена методика факторного анализа финансовых потоков. Показаны схемы взаимосвязи показателей финансовых потоков консолидированной группы компаний, и определен перечень обусловливающих их факторов. Описан порядок расчета чистого финансового потока консолидированной группы, проанализировано влияние механизмов перераспределения финансовых ресурсов и осуществления расчетов с внешними контрагентами.
Министерство финансов Республики Беларусь предлагает с 1 января 2023 г. установить новую методику, при этом будет признано утратившим силу
постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций».
Для определения выручки (дохода) должна использоваться финансовая отчетность компаний после применения отдельных корректировок для целей налогообложения. В частности, не должны учитываться дивиденды, прирост капитала, не вычитаемые для целей налогообложения расходы, а также доходы от международных перевозок. При расчете налога, подлежащего уплате, необходимо включать в налогооблагаемую базу налог на доход (прибыль), налоги у источника и налоги. Косвенные и зарплатные налоги, а также налоги на имущество в расчет не включаются.